читать дальше«Восточный дракон не является ужасным монстром, плодом средневекового воображения. На Востоке он является гением и символом силы и доброты. Дракон — это дух изменения, а поэтому дух самой жизни… Он скрывается в пещерах неприступных гор, или погружается в недоступные глубины моря, ожидая там времени пробуждения и действия. Он раскрывается в грозовых тучах, он умывается своей гривой во мраке бурлящих водоворотов. Его когти в изгибах молний; его чешуя начнет искриться в коре сосновых деревьев. Его голос слышится в урагане, который катится по ослабевшему лесу пробуждая его к новой весне» *1
Словарь Шоу Вена (200-й год н.э.) утверждает, что среди 369-ти видов чешуйчатых рептилий, таких как рыбы, змеи и ящерицы, дракон занимает ведущее положение; он обладает способностью в зависимости от своего желания становиться видимым или невидимым, а также способен к превращениям. Весной он поднимается в небо, а в августе хоронит себя в толщах воды. Дракон покрывает себя грязью в осеннее равноденствие и появляется весной, своим пробуждением возвещая возрождение природы; из-за этого он и стал символом живительной силы воды, а значит и весны, когда природа обновляется и возвращается к жизни посредством приветливых дождей. Можно отметить, что древние египтяне исполняли обряды богослужения крокодилам, и эта теория была просто развита и изменена в приложении к китайскому дракону, который является просто другой формой аллигатора, которого и в наши дни можно обнаружить в реке Янзы. Зимняя спячка этих животных кончается с приходом весны в то же время, когда и силы дракона начинают оказывать свое благотворительное влияние на природу. Однако, трудно проследить аналогии между этими сказочными животными и представителями реально существующих в природе видов. Тело дракона по форме напоминает тела вымерших животных, а его голова имеет элементы многих других животных, зубы дракона напоминают зубы млекопитающих, хотя лапы и когти у него птичьи. Более того, так как, по мнению китайцев, это доброе животное, то оно ничего не имеет общего с ужасными драконами геральдики и средневековой мифологии. «Дракон, похоже, существует для напоминания и увековечивания памяти о существовавших в геологические времена первобытных летающих существах, известных нам только по окаменевшим останкам. Ламы и китайские буддисты приняли их как мистического змея (Нагу) индийских мифов» *2
Ископаемые останки стегодонтов, мастодонтов, слонов и т.д. случайно могут быть вынесены на поверхность земли в различных частях Северного Китая. Такие кости называют «кости дракона», а ископаемая слоновая кость называется «зубами дракона» Эти кости растирались в порошок, обрабатывались и использовались в медицинских целях для лечения различных расстройств.
Существует три основных вида дракона: лунг, который считается наиболее могущественным и живет в небе, ли, дракон без рогов и живущий в океане и, наконец, чиао, дракон, покрытый чешуей и обитающий на болотах и в берлогах в горах. Однако, только существование дракона вида лунг считается наиболее достоверным. Этот дракон описывается так: «Он имеет семь похожих черт, или форм, напоминающих формы других животных, а именно: голову верблюда, рога оленя, глаза кролика, уши коровы, шею змеи, брюхо лягушки, чешую карпа, когти ястреба и лапы тигра. На спине он имеет гребень из восьмидесяти одной чешуи; чешуйки на шее направлены к голове, а те, что находятся на голове, расположены в виде гребней горной цепи. На каждой стороне его пасти растут усы, а с подбородка свисает борода, на которой и находится яркая жемчужина. Он не имеет слуха. По этой причине глухих людей называют лунг. Его дыхание вырывается из пасти как облако, а иногда превращается в воду, а в некоторых случаях в огонь. Его рев напоминает звук звяканья медных тазов. Этот тип дракона имеет несколько разновидностей. Некоторые имеют рога, хотя некоторые безрогие; некоторые не имеют чешуи, а другие без крыльев. Общепринятым мнением остается то, что дракон, будучи священным животным, умирает по своей доброй воле. Питается он мясом ласточек. Поэтому люди, охотящиеся на дракона во время дождя, при этом кидают в воду ласточек. Чиао, живущий в болотах и берлогах, мало чем отличается от драконов, живущих в небе. Он описывается как дракон, имеющий небольшую голову и шею, без рогов, с грудью ярко красного цвета. На спине этого дракона зеленые полосы, а бока у него желтые. Он имеет четыре лапы, а в некоторых случаях похож на змею. Длина же его около тридцати футов» *3
Примитивная форма дракона известна под названием куей. Изображение этого доброго создания, направляющего свои усилия на преодоление греха жадности, часто встречается в древних китайских предметах, выполненных из бронзы. Другой разновидностью этого животного является Небесный Дракон, который защищает и поддерживает жилища богов; Духовный Дракон, производящий ветер и дожди на благо человечества; Дракон Сокрытых Сокровищ, охраняющий сокровища от глаз смертных; Крылатый Дракон; Рогатый Дракон; Свернутый в кольцо Дракон, живущий в воде; и Желтый Дракон, появлявшийся из реки Ло для того, чтобы подарить императору Фу Хси элементы письменности. «Современные суеверия имеют корни в имени о четырех Королях-Драконах, которые соотносятся с Нагом или Духом Змеи индусов. Каждый из них управлял одним из четырех морей, составляющих границу обитаемой земли. Места вне земной поверхности, там где обитали эти драконы, носят такие названия: восточное море, южное море, западное море и северное море» *5
Вэйшэ' («извивающийся змей»), яньвэй, вэйвэй, в древнекитайской мифологии двуглавая змея, водившаяся на горе Цзюишань («Гора Девяти сомнений»). В «Книге гор и морей» говорится: «есть божество, лицо у него человеческое, тело змеи. Туловище его раздвоено подобно оглоблям, справа и слева головы. Оно носит фиолетовые одежды и красные шапки». Кто поймает Вэйшэ и отведает ее мяса, станет могущественным правителем. В трактате «Чжуан-цзы» (4 в. до н.э.) Вэйшэ описывается как существо длинной в оглоблю и толщиной со ступицу, одетое в фиолетовые одежды и красные шапки. Тот кому посчастливится увидеть Вэйшэ, станет правителем. По другой версии, наоборот, кто увидит, должен тот час же помереть. В «Критических суждениях» Ван Чуна (1 в.н.э.) рассказывается про мальчика Сунь Шуао, который не испугался Вэйшэ, убил ее и закопал, чтобы змея больше не попадалась никому на глаза. Сунь Шуао не только не умер, но стал впоследствии министром.
Считается, что существовали семь вымерших видов «родственников» драконов. Они нуждаются в особой характеристики. Эти создания, согласно Чьен Чуей Лей Шу, принадлежащей перу Чьен Ен-хси, имели следующие черты:
1. Пу-лао, вырезанный в верхней части колоколов и гонгов, говорит об его «привычке» громко кричать во время атаки его главнейшего врага — кита;
2. Чиу-ниу вырезался на колках скрипки из-за своей любви к музыке;
3. Пи-хси вырезался в верхней части каменных табличек из-за своей любви к литературе. Также он выражал самку и самца черепахи, склоненных к горе, и использовался в качестве пьедестала для надгробных камней с головой, направленной во все стороны. Это речной бог, наделенный сверхъестественной силой;
4. Па-хся вырезался в нижней части каменных памятников, так как считалось, что он способен поднимать огромные тяжести;
5. Чао-фенг вырезался на карнизах храмов, так как считалось, что дракон всегда настороже, бдителен и готов к встрече с опасностью;
6. Чих-вен вырезался на перилах мостов из-за своей тяги к воде. Также его изображение можно увидеть на крышах домов, так как считалось, что он способен уберечь жилище от пожара. Он стоит настороже с раскрытой пастью и иногда символически изображается в виде фигуры рыбы с поднятым хвостом;
7. Суан-ни вырезался на троне Будды из-за своей предрасположенности к отдыху. Так же его отождествляют с Чих-цу, т.е. с символическим львом;
8. Йай-цу вырезался на поверхности лезвия сабли в месте, где лезвие соединяется с рукояткой. На сабле он изображался из-за своей тяги к битве и потому что драконы — искусные мастера в боевых искусствах;
9. Пи-кан вырезался на воротах тюрьмы, так как имел склонность к суду и спорам и любил использовать свою силу и энергию в состоянии гнева. Имеет чешуйчатую грудь и рог.
Немного отличные собрания разновидностей «родственников» драконов приведены в работе Шенг Ан Вай Чи и в других публикациях. Среди этих разновидностей необходимо отметить Чиао-ту, изображение которого вырезалось на дверных ручках потому, что он похож на закрытую вещь; Тао-тьех вырезался на крышках и поверхностях емкостей для пищевых продуктов, так как считалось, что он способен уберечь от обжорства; и Ча-йу, имевшего голову дракона, хвост лошади, когти тигра; эти монстры были в длину 4 чанга (40 футов) и обожали человеческое мясо. Эти существа появлялись тогда, когда управление монархов оказывалось недостаточно добродетельным. Среди других родственников драконов можно упомянуть о Ланг-пеи. Говорят, что эта амфибия имела короткие задние лапы и поэтому не могла быстро передвигаться. Поэтому одно животное «ехало» на другом, что позднее привело к использованию их передних лап. Это сочетание является символом двух людей, объединившихся вместе для злых дел.
«По мнению других китайцев, дракон может уменьшить свои размеры до величины шелковичной гусеницы или увеличиться до таких размеров, что покроет собой и небеса и землю. Если он пожелает подняться ввысь, то будет подниматься, пока не достигнет облаков, если захочет погрузиться в пучину океана, то будет погружаться до тех пор, пока не достигнет самого глубокого дна».
Dyer Ball. Things Chinese, 5th Ed.: Dragon
Жители Поднебесной довольно хорошо представляли себе дракона и его повадки. Приведем описание драконов из старинного словаря. Словарь «Шовэнь» (I век нашей эры) рассказывает о драконе следующее: «Дракон — длинное из чешуйчатых существ. Может скрыться, может появиться, может стать тонким, может стать огромным… В день весеннего равноденствия взлетает в небо; в день осеннего равноденствия ныряет в бездну».
«Дракон погружается в зимнюю спячку. Если дракон зимой не уснет, холод убьет его».
«У дракона рога оленя, голова верблюда, глаза кролика, уши быка, шея змеи, чешуя карпа, когти орла, лапы тигра».
«Дракон может направлять тучи и дождь. Он вдыхает воздух и выдыхает облако». Это, наверное, одно из самых важных его качеств: драконы повелевают стихиями — дождями, ветрами, разливами. Если драконы вступают друг с другом в битву — на землю обрушивается страшный ливень. Когда дракон, находясь в небе, хочет пить, он притягивает к себе воду — и на море встают огромные волны и образуются смерчи.
Драконы исстари были для китайцев существами привычными. По свидетельству древнего автора Сымы Цяня, некоторые семьи даже выращивали драконов: «Некий Дун, знавший секрет кормления и приручения, получил от императора Шуня (2255-2204 годы до нашей эры!) титул «кормящий дракона».
А вот другая история: «Когда правитель Кун Цзя взошел на престол, с неба к нему спустились два дракона. Кун Цзя не знал, как их содержать, и назначил смотрителем некоего Лю Лэя». Этот Лю Лэй оказался шарлатаном, обращаться с драконами не умел, и самка быстро подохла. Лю Лэя казнили, нашли другого смотрителя, более опытного. В результате драконий самец «скоро снова стал веселым и бодрым, резвился в бассейне. Кун Цзя любил кормить дракона».
Не только простые люди, императоры, мандарины, полководцы, писатели и художники, но и серьезные ученые верили в существование добрых чудовищ и даже могли это логически доказать. Один «современник драконов» Ван Чун рассуждал таким образом: «Дракон имеет форму. Если он имеет форму, то может двигаться. Если он движется, то должен есть. Если он ест, то имеет материальную природу. Существо, имеющее материальную природу, реально».
Очень интересный ход рассуждения, не правда ли?
Драконов существовало великое множество — от гигантских до совсем крошечных. Рассказывали даже о драконе величиной с мизинец — эдакий дракончик-с-пальчик.
Китайские драконы недаром выделены особо. Они занимают центральное место в китайской мифологии. Дракон в Китае, в Поднебесной, был, как правило, существом добрым, благодатным, милостивым к людям. За это китайцы своих драконов любили и воздавали им высокие почести.
Лэй-Гун
Лэй-Гун («громовник»), в китайской мифологии бог грома. Согласно «Книге гор и морей» (3-2 вв. до н.э.), в Озере грома (Лэйцзэ) живет бог грома; у него тело дракона, человечья голова, он бъет по своему животу (по-видимому, наиболее архаическое представление о Л.).
Ман
Ман, в китайской мифологии огромный страшный змей. В древнем словаре «Эр я» Ман определяется как царь змей (согласно древним комментариям, самый большой змей). Образ Мана, по-видимому, возник в южнокитайских облостях. В средние века понятием Ман стал обозначаться один из видов драконов — дракон с четырмя когтями. При династиях мин и Цин их изображали на парадных халатах, которые носили высшие сановники и придворные (император облчался в халат с вытканными драконами-лун с пятью когтями). иногда по особому указу государя за заслуги кому-либо из сановников жаловалось право носить халат с вытканным Ман о пяти когтях, в таких случаях к слову «Ман» добовлялся эпитет учжуа — «пятикоготный».
Китайцы пламенно верили в существование этих мистических и чудесных созданий. Они появились еще в глубокой древности. Легенды буддизма изобилуют упоминаниями о них. Сказания даосизма упоминают об их деяниях. Во всех частях страны имеются сведения об этих сокрытых от людей местах обитания драконов, об их ужасном появлении. Они занимают особое место в псевдо-научной геомантии. Их изображения можно увидеть и в домах, и в храмах. И эти изображения имеют гораздо большее значение, чем гротескные львы в орнаментах архитектуры и искусства. Однако, частота использования изображений дракона заметно уменьшилась после свержения монархии» *4
Первое изображение дракона, сложенное из мелких речных раковин, насчитывает около 7 тысячелетий; оно обнаружено в Китае, в провинции Хэнань.
В Китае жил человек, любивший драконов и поэтому украсивший свою одежду и мебель изображениями этих существ. Это привлекло внимание драконьего бога и вот однажды перед окном этого человека появился настоящий дракон. Говорят, он тут же умер от страха. Он был одним из тех, кто смел не на деле, а на словах. (Ямамото Цунэтомо Хагакурэ «Сокрытое в листве. Книга самурая» Избранные места)
Представленный на снимке слева дворец династии Tang/Тан (618-906 гг.) был построен так, чтобы отражаться в воде, и охраняется драконом.
Свирепые золотые драконы охраняют вход Ворот Меридиана в Закрытом (Запрещенном) Городе, где расположен Императорский дворец, в центре Beijing. Просто уже давно люди во всем мире называют столицу Китая так, как ее называют сами китайцы: Бейджин, и только японцы и русские помнят его древнее название Пекин).
Построенный между 1407 и 1421, Закрытый Город был центром Китайской имперской мощи в течение более 500 лет. Сегодня он открыт публике как Дворцовый Музей, который содержит великолепную коллекцию Китайского искусства.
На многих картинах и барельефах драконы изображаются вместе с Фениксом, что символизирует длинную жизнь и процветание. Зачастую изображают их и с тигром, как на иллюстрациях ниже.
Изображение, на котором присутствуют драконы и тигры, символизирует небо и землю, или Инь (женское начало) и Ян (мужское начало).
Символизм подавляющего большинства китайских оберегов и амулетов сводится к благопожеланию здоровья, богатства и отпугиванию злых духов. Дракон — животное «яньское» и пара к нему не второй «яньский» же дракон, а тигр.
Круглый красный предмет, — жемчужина, почти неотъемлемая принадлежность драконов, трактуется, по-разному: как солнце, луна, символ катящегося грома, как эмблема двойственности природы (жемчужина — но не драконы), как зерно силы — потеря которого сопровождается убылью силы — или «ночная сияющая жемчужина».
С ней связана одна небольшая история, которая помогает объяснить смысл жемчужины на индивидуальных амулетах:
Министр государства Чи Лианг маркиз Суй, путешествуя за границей, в пути нашел раненую змею. Маркиз оказал ей медицинскую помощь и фактически спас ее жизнь. После этого, опять совершая путешествие, как-то вечером он увидел змею, держащую в пасти великолепную жемчужину. Говорят, что когда маркиз приблизился, змея обратилась к нему со словами: «Я сын Его Величества Дракона. Во время превращения был ранен и Вам, Господин, я обязан тем, что Вы спасли мне жизнь. В качестве благодарности за Вашу доброту я принес эту жемчужину. Министр принял этот дар и преподнес его своему монарху, Тот положил жемчужину в своем холле, где, благодаря ей, ночь превращается в день».
The Chinese Repository, Vol. IV, 1835, p. 238.
Кроме того, пара драконов, сражающихся за обладание этой жемчужиной служила символом китайского оружия, начиная с императора Хана и вплоть до времен династии Чинг. Два таких дракона помещались на лицевой стороне Ордена Двойного Дракона династии манчусов.
Весьма распространённые знаки пятой и четвертой степени нередко продавались в лавках как «древность» и могли дать жизнь сувенирным подражаниям.
Из ответов на вопросы по поводу толкования символов
Четыре духа-опекуна охраняют четыре направления, четыре стороны света. Их изображения в виде фресок часто находят при раскопках намогильных рельефах рубежа н.э. в Китае и Корее. Синий дракон охраняет восток, Белые тигры — запад, Красная птица — юг, Черная черепаха — север. Четыре духа-опекуна на стенах японского склепа Takamatsuzuka, вместе со звездами, солнцем и луной, символизируют вселенную, а похороненный человек как-бы находится в ее центре.
«Считается, что драконы — это символ бдительности и безопасности. И древние, и современные люди говорили об этих сказочных созданиях. Их освящали религии древних, а особенно китайцев. Став объектом их мифологии, они стали выполнять волю их богов и хранить их сокровища» *6 Древними струя воды считалась живым драконом, а расходящиеся волны «очаровывали» По их верованиям, драконы обладали властью поднимать на воде огромные валы с целью повреждения кораблей, а вместе с ними и людей.
…Великий мудрец и первоучитель Фу Ши (Фу Си)сидел в глубоком раздумье на берегу Хуанхэ. Он пытался найти символы, которыми можно было бы описать сразу все существующие философские понятия. Решение не приходило. И вдруг Фу Ши увидел, как из воды медленно поднимается огромный дракон, а на спине у него начертан загадочный, но предельно простой знак - перемежающиеся черточки. Дракон вновь скрылся в воде, а Фу Ши понял, как можно обозначить все процессы и предметы. Так появились основополагающие символы ян и инь и знаменитая «И цзин», «Книга перемен».
Дракон является пятым символическим созданием, относящимся к Двенадцати Земным Ответвлениям. Согласно И Чинг (И-цзин, т.е. «Книга Перемен» — Прим. сканера.), символ чен относится к третьему из четырех основных стадий развития творения и является синонимом слову лунг, дракон. В соответствии с этим сила и функции природы управляются такими силами, как Восток, Источник и т.д. и которые стоят под символом Лазурного Дракона, определяющим восточный квадрант ураносферы» *8
Со времен династии Хань (206 до н.э. — 220 н. э.) зеленовато-голубой дракон (Лун) считается символом императора, покровителем пятого знака китайского зодиака и символом Востока, восхода Солнца и весеннего дождя. Напротив, белый дракон правит Западом и смертью.
Китайцы, одна из наиболее древних народностей… сделали из змия эмблему своих Императоров, которые являются, таким образом, выродившимися преемниками Змиев… Трон Императора называется Местопребыванием Дракона, лицо императора — Лицом Дракона, его одежды вышиты изображениями драконов. Когда надо было оповестить о кончине императора, говорили, что он улетел на небо верхом на драконе. Количество драконов на парчовых одеждах генералов в Древнем Китае было точно регламентировано, и девять драконов могло быть только на императорском одеянии.
Легендарный правитель Китая Фуси ввел, по преданию, чины и ранги для чиновников и каждому из классов назначил особого драконьего покровителя. Так, парадные халаты чиновников высшего, седьмого ранга украшал вышитый золотыми нитками дракон лун, у которого на лапах было по пять когтей. Одеянию менее высокопоставленных лиц приличествовал дракон ман, обладавший всего четырьмя когтями. И так далее.